Вернуться к русскому языку Translate into English Ins Deutsche bersetzen
Версия для слабовидящих
Поиск
647220, Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район, село Караул, Советская ул., д.9

Наш адрес
+7 (39179) 41145
Контактный номер

Религиозное преследование колдунов в XVII столетии

Религиозное преследование колдунов в XVII столетии

В XVII веке колдунов преследовали еще активнее, что следует из материалов сыскных дел. Часто разбирательства касались придворных и царской прислуги: они подсматривали друг за другом и сообщали о подозрительных действиях. Доносы писали по причине личной вражды, из мести, из-за неразделенной любви. Если человека признавали виновным, то его ждала смерть или ссылка. А случалось это практически всегда: доказать невиновность в деле о колдовстве было почти невозможно.

В 1638 году расследовали дело царской мастерицы Дарьи: якобы она наводила порчу тем, что сыпала пепел в следы жены царя Михаила Федоровича. Об этом донесли женщины, которые работали с нею. По их словам, Дарья ходила за Москву-реку к знающей «бабе», а потом рассказывала им, что именно там делала. Такое колдовство в народе было хорошо известно: в отпечаток ступни на песке, в грязи или пыли сыпали магический порошок, и заговоренный после этого ритуала начинал болеть, чахнуть и тосковать. А если была магия сильная, то мог и умереть.

На первом допросе мастерица Дарья всё отрицала. Но позже, когда ей пригрозили пытками, призналась, что ходила к ворожейке Настасье, которая «людей приворачивает, а у мужей к женам сердце и ревность отымает; а наговаривает на соль и на мыло; да тое соль дают мужьям в естве и в питье, а мылом умываютца». Настасью тоже допросили. Под пытками она рассказала, что дала заговоренный пепел — но не для того, чтобы навести порчу на государыню, а чтобы она стала милостива к мастерицам. Признанных виновными лишили жизни, а других причастных отправили в ссылку.

В 1635 году было другое расследование: золотная мастерица Антонида Чашникова выронила в светлице, где работала вместе с другими, платок, и из него выпал какой-то корень. Об этом донесли государыне. На допросе мастерица отвечала, что «корень не лихой», а носит она его с собой от болезни сердца. Однако позже призналась: у нее «муж лих», и «жонка Танька» дала ей этот корень, чтобы супруг стал добрее. Таньку нашли, она подтвердила слова мастерицы. В итоге обвиненных в колдовстве женщин вместе с семьями выслали из Москвы в Казань.

Любовная магия была одной из самых распространенных в среде горожан. К чародейке приносили личные вещи того, кого хотели приворожить, или же продукты, которыми планировали его накормить. Затем читали небольшие заговоры. Например, в Москве над мылом для мужчины ведуньи произносили такие слова: «Сколь скоро мыло с лица смоется, столь бы скоро муж жену полюбил».