Полоскательницы вошли в состав чайных сервизов в начале XVIII века. Круглые чаши диаметром около 15–20 сантиметров сначала изготавливали из глины и металла, для состоятельных покупателей — из серебра. Однако вскоре в Европе начало развиваться собственное фарфоровое производство, и появились фарфоровые полоскательницы. Их выпускали, например, на Мейсенской мануфактуре в Германии. Предметы богато украшали росписями и позолотой, а позднее и переводными картинками — деколью.
Японский искусствовед Мики Сакураба писал, что полоскательницы выполняли множество функций: «Различия в использовании возникли в разных регионах и разных социальных слоях населения. В отличие от Японии, где соблюдались строгие ритуалы чаепития, в Европе Нового времени чайный этикет был гораздо более мягким». В одних домах в них сливали остатки чая, в других — ополаскивали чашки, в третьих — складывали мелкую грязную посуду. А иногда предмет использовали для мытья рук.
"Когда обед кончился, один из лордов поднес Тому широкую, плоскую золотую чашу с розовой водой для полосканья рта и омовения рук. Милорд Берклей стал рядом с мальчиком, держа наготове салфетку. С минуту Том в недоумении смотрел на золотую чашу, потом решительно поднес ее к губам, отпил глоток, но сейчас же возвратил ее лорду.
— Нет, это мне совсем не нравится, милорд, — сказал мальчик. — Пахнет чудесно, но никакой крепости нет."
В России полоскательницы еще называли капельниками, потому что их часто подставляли под нос самовара. Ленинградский, Дулевский, Дмитровский фарфоровые заводы включали этот предмет в состав сервизов вплоть до 1960-х годов, однако граждане обычно