Замужнюю женщину без детей называли молодухой. Она уже не ходила на вечерки, начинала день рано утром и работала до позднего вечера. Главным для нее было сохранять верность мужу: за измены сурово наказывали. Дмитрий Зеленин описал, как это проходило в одной из деревень: нагую женщину публично секли крапивой. Измена считалась позором для мужчины, поэтому часто они скрывали ото всех случившееся и наказывали жену сами. Разводы в крестьянской среде встречались редко.
Когда женщина беременела, ей старались давать более легкую работу. Собиратель фольклора Владимир Даль отмечал, как такая забота отразилась в суевериях.
"Беременной не велят заготовлять белья для младенца, а то он жить не будет. Это значит: так как ей работать и шить тяжело, то ей обязаны помогать другие, а кто помогает обшивать невесту, тот помолодеет — и это придумано с добрым расчетом."
Приближение родов женщина тщательно скрывала: считалось, чем больше людей узнают об этом, тем тяжелее роды будут проходить. По поверьям, о предстоящем событии не должна узнать нечистая сила: именно она заставляет роженицу страдать. Особенно опасались, что о родах станет известно незамужним девушкам или старым девам. В повитухи звали пожилых женщин, у которых были дети. А к молодым акушеркам обычно не обращались, даже если была возможность.
После рождения ребенка женщина из молодухи переходила в следующую социальную группу — мать. Знания о том, как лечить ребенка и ухаживать за ним, передавались из поколения в поколение. Матери делились ими с дочерьми, советы давали соседки, родственницы и знакомые. Женщина кормила ребенка грудью полтора-два года или до следующей беременности, при этом продолжая трудиться в доме и на общих работах.