Семья собиралась за общим столом обедать и ужинать. Перед тем как приступить к еде, крестьяне мыли руки и умывались. Считалось, что если ешь грязными руками — впускаешь внутрь нечисть. За столом нельзя было ругаться или громко смеяться, плохо отзываться о блюдах, которые подала хозяйка. Позволялось спокойно разговаривать о текущих делах. Якобы от «хулы» портился вкус еды, а от приличной беседы — улучшался. После ужина посуду следовало убрать со стола, иначе в ней разгуляется нечисть или же остатки доест домовой и оближет миски.
Во многих регионах считалось, если человек быстро ест — значит, он быстро и хорошо работает. Поэтому так проверяли работников перед наймом. При этом крестьяне плохо относились к обжорству: якобы если человек ест слишком много, то он это делает за двоих, себя и черта. Советы об умеренности в пище отразились и в пословицах:
"Ешь, да не жирей — будешь здоровей.
Не ложись сытым — встанешь здоровым."
Много суеверий связано с хлебом. В традиционной культуре он считался не просто продуктом, а символом здоровья, достатка и даже жизни. С хлебом следовало обращаться по-особому — существовали особые предписания и запреты. Например, нельзя было ронять на пол или выбрасывать хлебные крошки, иначе случится неурожай и голод. Но их можно было отдавать птицам.
Некоторые из суеверий носили практический характер. Например, плохой приметой считалось макать хлеб в соль. Это можно объяснить: дорогая в те времена соль засорялась крошками. Примета «кто ест хлеб с плесенью, будет хорошо плавать» помогала сберечь остатки хлеба и сэкономить на муке. Но существовали суеверия, которые сложно объяснить. Например, считалось, что ржаной сухарь в кармане магическим способом защищает от судорог, а перевернутый в печи каравай предвещает несчастье или даже смерть.
"Если кто за обедом, не доев своего ломтя хлеба, возьмется за другой или отломит кусок от другого, то кто-нибудь из близких оголодает или будет терпеть нужду."
Мистические представления частично распространялись и на другие мучные изделия. Булками — их пекли для колядующих, гостей на свадьбе, повивальных бабок — кормили духов, чтобы те не вредили человеку. Фигурное печенье в форме лошадей и коров давали домашнему скоту для хорошего приплода. Еще крестьяне верили, что, если посмотреть на человека сквозь отверстие калача, можно навести на него порчу или определить таким образом колдуна. Историк Михаил Забылин описал уголовное дело о колдовстве, которое суд рассматривал в Шуе во второй половине XVII века: «Один посадский подал челобитную, что в углу на краю своего огорода он нашел куски печеного хлеба, калачи и несколько меда». Наводили порчу и на другие продукты, например на молоко и мясо.